Расстройства аутистического спектра — нарушения психического развития, при которых наблюдаются нарушения способности к социальному взаимодействию, стереотипные поведенческие акты и жесткое ограничение интересов. Основной признак аутизма — проблемы при установлении социальных контактов.
Согласно новейшей редакции Международной классификации болезней к аутизму и расстройствам аутистического спектра относятся:
- Ранний детский аутизм (синдром Каннера).
- Синдром Аспергера.
- Синдром Ретта.
- Атипичный аутизм.
Виды аутизма
Ранний детский аутизм (синдром Каннера)
Характерные признаки: ребенок с начала жизни не может установить полноценные отношения с окружающими, отгорожен от него, игнорирует внешние раздражители до тех пор, пока они не станут непереносимыми, склонен к стереотипным играм, чаще всего с использованием неигровых предметов, у ребенка практически отсутствует зрительный контакт, а речь не используется (или недостаточно используется) в целях коммуникации. Эти симптомы проявляются не позднее 2–3 лет.
Интеллектуальное развитие детей с этим синдромом соответствует умственной отсталости.
Синдром Аспергера
Пациенты сохраняют способность общаться на интеллектуальном уровне, но не способны контактировать на уровне эмоций (например, испытывают выраженные затруднения при использовании невербальных компонентов общения, не чувствуют потребности разделять эмоции с другими, испытывают трудности при построении отношений с людьми). Часто нет поведенческой гибкости, интересы и движения стереотипные.
Синдром Ретта
Болезнь проявляется в возрасте 6 месяцев — 2,5 года: ребенок становится отрешенным, моторные навыки и речь постепенно утрачиваются, не может удерживать предметы, возникают мышечные атрофии, развивается кифоз и сколиоз. На смену жеванию приходит более простой акт сосания, появляются дыхательные расстройства.
После 5–6 лет возникают тяжелые двигательные нарушения, нарастает атрофия мышц, развивается глубокое слабоумие.
Атипичный аутизм
Симптомы схожи с признаками детского аутизма, но проявляются после трехлетнего возраста и выражаются в первую очередь стереотипным поведением и нарушением социального взаимодействия. При атипичном аутизме у детей может быть задержка психического развития (ЗПР), умственная отсталость или тяжелые расстройства речи.
Терапия и реабилитация детей с аутизмом
Все подходы к терапии и реабилитации детей с аутизмом помогают ребенку раскрыть потенциал, учат взаимодействовать с людьми и улучшают навыки самообслуживания. Подробнее о лечении детского аутизма.
В нашем Центре есть следующие лечебные и реабилитационные услуги помощи детям и их семьям:
- консультации детского психиатра;
- консультации и занятия с нейропсихологом (сенсомоторная нейрокоррекция), различные варианты двигательной терапии;
- консультации и занятия с логопедом, дефектологом;
- консультация врача физиотерапевта и транскраниальные методики;
- АВА-терапия, PECS-терапия;
- сенсорная интеграция;
- арт-терапия, песочная терапия;
- МИМ-терапия.